Ретроспектива

История монастыря

Исто­рия Покров­ско – Васи­льев­ско­го мона­сты­ря в горо­де Пав­лов­ский Посад отно­сит­ся к сере­дине 70‑х годов XIX сто­ле­тия. Бла­го­да­ря сво­им устро­и­те­лям и попе­чи­те­лям в лице потом­ствен­но­го и почет­но­го граж­да­ни­на горо­да, круп­но­го фаб­ри­кан­та и бла­го­тво­ри­те­ля- Яко­ва Ива­но­ви­ча Лаб­зи­на и его семьи, оби­тель в корот­кий срок ста­ла одним из кра­си­вей­ших мона­сты­рей Мос­ков­ской Епар­хии по цер­ков­но­му убран­ству и внут­рен­ней жиз­ни насельниц.

Осно­ва­ние Покров­ско-Васи­льев­ско­го мона­сты­ря свя­за­но с име­на­ми двух бога­тых пав­ло­во­по­сад­ских фаб­ри­кан­тов — Я.И. Лаб­зи­на и В.И. Гряз­но­ва (1816—1869).

Я.И. Лаб­зин и В.И. Гряз­нов были не толь­ко ком­па­ньо­на­ми в выгод­ном деле, они были свя­за­ны род­ствен­ной бли­зо­стью: сест­ра В.И. Гряз­но­ва Аки­ли­на ста­ла женой Я.И. Лаб­зи­на, а глав­ное, они были еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми в обще­фи­ло­соф­ском зна­че­нии это­го слова.

Как доб­ро­по­ря­доч­ные пра­во­слав­ные люди они не мыс­ли­ли свою жизнь толь­ко во имя уве­ли­че­ния сво­е­го бла­го­со­сто­я­ния и домаш­не­го сча­стья, они счи­та­ли, что их богат­ство долж­но быть исполь­зо­ва­но не толь­ко во имя их лич­но­го про­цве­та­ния, но и слу­жить Богу, людям. Вот поче­му они меч­та­ли со вре­ме­нем осно­вать мона­стырь, вели широ­кую бла­го­тво­ри­тель­ную дея­тель­ность. Они устра­и­ва­ли и содер­жа­ли шко­лы и бога­дель­ни, жерт­во­ва­ли круп­ные сум­мы на стро­и­тель­ство, бла­го­устрой­ство, укра­ше­ние хра­мов и монастырей.

Покровско-Васильевский<br />
мужской монастырь
Святой праведный старец Василий Павло-Посадский

В лич­ном плане Я.И. Лаб­зи­ну повез­ло: у него была хоро­шая жена и доче­ри. У В.И. Гряз­но­ва, куп­ца 2 гиль­дии — одно­го из глав­ных бога­чей в Пав­лов­ском Поса­де, семьи не было, он всю свою энер­гию отда­вал рабо­те, а так­же с осо­бым при­стра­сти­ем и раз­ма­хом участ­во­вал в бла­го­тво­ри­тель­ных делах. Он мно­го вре­ме­ни посвя­щал молит­вам, был стой­ким пра­во­слав­ным подвиж­ни­ком и актив­ным мис­си­о­не­ром, обра­тив­шим в пра­во­сла­вие несколь­ко тысяч ста­ро­об­ряд­цев. По силе молитв его срав­ни­ва­ли с о. Иоан­ном Крон­штадт­ским. В свя­зи с боль­шим духов­ным и нрав­ствен­ным авто­ри­те­том В.И. Гряз­но­ва сре­ди его совре­мен­ни­ков к нему из раз­ных мест при­ез­жа­ли люди за духов­ной и мате­ри­аль­ной помощью.

В 1860‑х гг. В.И. Гряз­нов по сове­ту и бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го Фила­ре­та (В.М. Дроз­до­ва, поз­же он был кано­ни­зи­ро­ван) осно­вал в Пав­лов­ском Поса­де муж­ское обще­жи­тие (11 чело­век), кото­рое он мыс­лил со вре­ме­нем пре­об­ра­зо­вать в мона­стырь и жен­скую общи­ну (60 чело­век). К устрой­ству муж­ско­го обще­жи­тия он отнес­ся осо­бен­но тща­тель­но, по его прось­бе пра­ви­ла и устав обще­жи­тия напи­сал мит­ро­по­лит Фила­рет. В.И. Гряз­нов мно­го сил и средств потра­тил во имя инте­ре­сов это­го муж­ско­го обще­жи­тия. Но в 1869 г. в воз­расте 53 лет он умер. Спу­стя 130 лет после его смер­ти в 1999 г. он был про­слав­лен в лике мест­но­чти­мых свя­тых Мос­ков­ской епар­хии, и теперь мы его зна­ем как свя­то­го пра­вед­но­го стар­ца Васи­лия Павло-Посадского.

Смерть дру­га и ком­па­ньо­на В.И. Гряз­но­ва, уси­лив­ши­е­ся болез­ни в семье, отсут­ствие сына — наслед­ни­ка создан­но­го дела по про­из­вод­ству зна­ме­ни­тых пав­лов­ских шалей, заста­ви­ли Я.И. Лаб­зи­на ост­ро осо­знать всю крат­кость зем­но­го сча­стья, бла­го­по­лу­чия. Ран­няя смерть очень доро­гих ему людей — В.И. Гряз­но­ва и жены Аки­ли­ны — еще более обост­ри­ли его потреб­ность в тво­ре­нии молитв, обра­ще­нии к Гос­по­ду Богу с прось­бой дать тер­пе­ние и сил пере­жить непо­пра­ви­мые потери.

Я.И. Лаб­зин над моги­ла­ми сво­ей жены Аки­ли­ны и ее бра­та В.И. Гряз­но­ва постро­ил на клад­би­ще двух­этаж­ный камен­ный Покров­ско-Васи­льев­ский храм. В нем ниж­ний храм был посвя­щен свя­то­му Васи­лию Испо­вед­ни­ку, а верх­ний — цер­ков­но­му празд­ни­ку Покро­ва Пре­свя­той Богородицы. 

При этом хра­ме. Я.И. Лаб­зин в 1885 г. осно­вал жен­ское обще­жи­тие, затем при нем откры­ли бога­дель­ню. После смер­ти осно­ва­те­ля это­го клад­би­щен­ско­го хра­ма Я.И. Лаб­зи­на его доче­ри пода­ли про­ше­ние в Свя­тей­ший синод об учре­жде­нии Покров­ско-Васи­льев­ской общи­ны; ее офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ва­ли и тор­же­ствен­но откры­ли в 1894 г.

В общине было око­ло 150 сестер, был открыт при­ют на 12 бед­ных детей и сирот. В 1903 г. эту жен­скую пра­во­слав­ную общи­ну пре­об­ра­зо­ва­ли в жен­ский обще­жи­тель­ный мона­стырь. Мона­хи­ни зани­ма­лись руко­де­ли­ем, вели обшир­ное мона­стыр­ское хозяй­ство, в кото­ром были боль­шой ого­род и сад с несколь­ки­ми прудами.

Со вре­ме­нем в мона­сты­ре постро­и­ли келей­ные кор­пу­са, обнес­ли оби­тель боль­шой камен­ной сте­ной. Покров­ско-Васи­льев­ский жен­ский мона­стырь не был очень бога­тым, он вел раз­ме­рен­ную жизнь скром­ной жен­ской оби­те­ли, посиль­но слу­жил Богу и людям.

Собы­тия кон­ца 1917 г. изме­ни­ли жизнь мона­сты­ря, новая власть не нуж­да­лась в пра­во­слав­ной идеологии.

В 1920 г. Покров­ско-Васи­льев­ский мона­стырь закры­ли, но до 1932 г. он еще дей­ство­вал, прав­да, уже как при­ход­ской Покров­ско-Васи­льев­ский храм. При закры­тии мона­сты­ря в 1920 г. боль­ше­ви­ки устро­и­ли суд над игу­ме­ньей Алев­ти­ной, а мона­хинь обма­ну­ли и обо­кра­ли. Мона­хи­ни при изве­стии о закры­тии их оби­те­ли забра­ли из нее ико­ны, золо­тую и сереб­ря­ную цер­ков­ную утварь. Тогда вла­сти изве­сти­ли их об откры­тии мона­сты­ря. Мона­хи­ни вер­ну­ли цен­но­сти в мона­стырь и ста­ли гото­вить­ся к его воз­рож­де­нию. После того как мате­ри­аль­ные цен­но­сти вер­ну­лись в мона­стырь, пред­ста­ви­те­ли совет­ской вла­сти их кон­фис­ко­ва­ли, а ико­ны сожгли или разрубили.

Совет­ские годы при­ве­ли оби­тель в запу­сте­ние. Были раз­ру­ше­ны мона­стыр­ские сте­ны и мно­гие построй­ки, постра­дал храм. В быв­ших келей­ных кор­пу­сах раз­ме­сти­ли обще­жи­тие для рабо­чих. В 1960‑х гг. на тер­ри­то­рии мона­сты­ря нахо­ди­лась база город­ско­го тор­га и гараж авто­ко­лон­ны. Зда­ние закры­то­го хра­ма исполь­зо­ва­ли как склад­ское поме­ще­ние для хра­не­ния стек­ло­та­ры. Год от года память о мона­сты­ре зату­ха­ла, никто и не меч­тал о его воз­рож­де­нии в совет­ский период.

Но после широ­ко­го празд­но­ва­ния в стране 1000-летия Кре­ще­ния Руси в 1988 г. (988 г. — при­ня­тие хри­сти­ан­ства на Руси) ситу­а­ция ста­ла посте­пен­но менять­ся к лучшему.

Наше время

В 1989 г. Покров­ско-Васи­льев­ский храм был воз­вра­щен веру­ю­щим. А в 1995 г. здесь вновь был учре­жден Покров­ско-Васи­льев­ский муж­ской мона­стырь. Со вто­рой поло­ви­ны 1990‑х гг. нача­ли актив­но вос­ста­нав­ли­вать мона­стыр­ский храм, ремон­ти­ро­вать и воз­во­дить новые мона­стыр­ские построй­ки, бла­го­устра­и­вать тер­ри­то­рию мона­сты­ря, созда­ли и откры­ли в 1992 г. вос­крес­ную шко­лу для детей.

“Покров­ско-Васи­льев­ский мона­стырь, обще­жи­тель­ный, в Пав­лов­ском посаде,Богородского уез­да. Учре­жден в 1902 году из жен­ской общи­ны, откры­той в 1894 году на месте бла­го­тво­ри­тель­но­го жен­ско­го обще­жи­тия, устро­ен­но­го в 1885 году. В 1895 году освя­щен вновь соору­жен­ный в визан­тий­ском сти­ле собор­ный храм в честь Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. При мона­сты­ре при­ют для бед­ных детей” (из кни­ги С.В. Бул­га­ко­ва «Рус­ские мона­сты­ри в 1913 году»).

При­е­хав в Покров­ско-Васи­льев­ский муж­ской мона­стырь, мож­но воз­дать молит­ву в двух­этаж­ном Покров­ско-Васи­льев­ском хра­ме, постро­ен­ном во вто­рой поло­вине XIX в. в рус­ско-визан­тий­ском сти­ле с исполь­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов древ­не­рус­ско­го зод­че­ства XVII в. В нем, как и преж­де, ниж­ний храм посвя­щен Васи­лию Испо­вед­ни­ку (1874 г.), а верх­ний — Покро­ву Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы (1895 г.). В верх­нем хра­ме Покро­ва Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы име­ют­ся при­де­лы — свя­той муче­ни­цы Аки­ли­ны и Всех Свя­тых (1911 г.).

В крип­те Покров­ско-Васи­льев­ско­го хра­ма поко­ят­ся мощи свя­то­го пра­вед­но­го стар­ца Васи­лия Павлово-Посадского.

Хотя к нача­лу XXI в. в мона­сты­ре жили око­ло 10 чело­век бра­тии (8 чело­век в 2000 г.), рабо­ты в оби­те­ли про­ве­де­ны и про­во­дят­ся ощу­ти­мые: под­ня­лись брат­ские кор­пу­са, постро­е­ны келей­ный кор­пус, огра­да, просфор­ня, бога­дель­ня, новое зда­ние вос­крес­ной школы.

В 1994 г. постро­и­ли и откры­ли при­врат­ный храм во имя пре­по­доб­но­го Андрея Рублева.

В оби­те­ли почи­та­ют­ся хра­мо­вая ико­на Покро­ва Божи­ей Мате­ри и ико­на Божи­ей Мате­ри «Ско­ро­по­слуш­ни­ца», напи­сан­ные на св. горе Афон. Чудом сохра­ни­лась ещё от ста­ро­го мона­сты­ря ико­на св. вели­ко­му­че­ни­ка и цели­те­ля Пан­те­лей­мо­на, кото­рая про­сла­ви­лась уже в наше вре­мя чуде­са­ми исце­ле­ний неиз­ле­чи­мых больных.

В 2002 году в мона­стырь были достав­ле­ны более 100 частиц мощей Кие­во-Печер­ских свя­тых, кото­рые выстав­ле­ны для покло­не­ния молит­вен­ной под­держ­ки веру­ю­щих. Перед ико­но­ста­сом по обе сто­ро­ны нахо­дят­ся ещё два ков­че­га с моща­ми древ­них свя­тых, а так­же свя­тых, кото­рые про­си­я­ли в Мос­ков­ских, Вла­ди­мир­ских, Ниже­го­род­ских и Воро­неж­ских при­де­лах нашей зем­ли. Осо­бен­ное покло­не­ние и вни­ма­ние ока­зы­ва­ет­ся части­це мощей свя­ти­те­ля Инно­кен­тия еп. Пен­зен­ско­го, кото­рый родил­ся и полу­чил своё пер­во­на­чаль­ное обра­зо­ва­ние в Пав­лов­ском Посаде.

В мона­сты­ре рабо­та­ют рестав­ра­ци­он­ная и поши­воч­ная мастер­ские, есть под­соб­ное хозяй­ство, пасе­ка; бра­тия обра­ба­ты­ва­ет свои 2 га земли.

Сре­ди мона­стыр­ских свя­тынь: хра­мо­вая ико­на Покро­ва Божи­ей Мате­ри. Более 100 частиц мощей Кие­во-Печер­ских свя­тых. Части­ца мощей свт. Инно­кен­тия, епи­ко­па Пен­зен­ско­го. Ико­на свт.Пантелеймона Целителя.